История освоения титана и его сплавов

История освоения титана и его сплавов

Участники выплавки первого титанового слитка. Слева направо: Ю.М. Прилуцких, П.Г. Павлов, В.В. Тетюхин.

Титан на сегодняшний день активно используется в самых различных отраслях промышленности. Однако в Советском Союзе его применение началось только 64 года назад. Именно тогда, в феврале 1957-го года на Урале, в городе Верхняя Салда Свердловской области был отлит первый титановый слиток весом в 4 килограмма. В дальнейшем титан стал активно использоваться в стратегических сферах деятельности. Прежде всего это авиация и космонавтика, кораблестроение и машиностроение. СССР, а затем и Российскую Федерацию с тех времён можно по праву считать одним из основных мировых лидеров по изготовлению и поставке титана и титановых сплавов. К примеру, именно российский титан использовался для создания одного из лучших лайнеров мира – Boeing 787. И политические разногласия между Россией и США этому никак не мешают. Такую продукцию активно поставляет уральская компания «НОРМЕТ», которая охватывает клиентов как в Екатеринбурге, так и по всей Свердловской области. При необходимости материалы на основе титана могут быть поставлены практически во все уголки нашей страны.

Наша компания поставляет самые различные материалы из титана или сплава с ним. Среди них вы можете выбрать:

  • Титановый круг или титановый лист;
  • Титановую трубу или проволоку;
  • Титановый квадрат или шестигранник;
  • Титановую поковку или фланцы.

Мы готовы поставлять подобную продукцию как крупным корпоративным клиентам, так и для небольших предприятий. Работая на Урале, мы полностью переняли технологию изготовления титана и титановых сплавов и даже существенно её усовершенствовали. Для этого нами используется уникальное технологическое оборудование.

К этому следует добавить и высокопрофессиональный персонал, который обладает как теоретическими знаниями, так и большим практическим опытом. Всё это позволяет нам выпускать продукцию самого высокого качества. Титановый слиток весом в 4 кг, отлитый в 1957-м году, был только началом. В 1976-м уральскими мастерами был установлен абсолютный мировой рекорд – был выплавлен слиток из титана весом в 15 тонн!

При помощи титана были поставлены и другие мировые рекорды, его использовали во многих уникальных проектах, созданных в нашей стране. К примеру, он активно использовался для создания космических кораблей, примером чему может служить международный комплекс «Союз-Аполлон», знаменитый советский корабль многоразового использования «Буран» и уникальный ракетоноситель к нему «Энергия». Если говорить об авиации, то без использования титановых сплавов невозможно было создать такие огромные самолёты, как АН-225 («Мрия») или АН-124 («Руслан»).

Титан в небе

Как показывает практика, наибольшее применение титан и сплавы на его основе получили в авиастроении. Такие материалы уральского происхождения активно используются как на территории Российской Федерации, так и за её пределами. Многие известные мировые компании, занимающиеся авиастроением, используют именно наш титан и титановые сплавы. Среди наиболее активных пользователей можно назвать Airbus Industrie и Boeing,  Rolls Royce и Pratt & Whitney, Snecma и Honeywell. Без такого титана сегодня невозможно представить «Боинги» или «Эйрбасы», «Суперджеты» или российские модели. Российские компании начали сотрудничество с мировыми авиагигантами ещё в 90-е годы прошлого века, а в наше время такое сотрудничество вышло на качественно новый уровень. Теперь для них поставляются не только круглый и плоский прокат, но и штампованные материалы на основе титановых сплавов. Уже в 1997-м году на Урале было создано мощное совместное предприятие UBM (Ural Boeing Manufacturing). Эта компания поставляет титановые изделия для таких всемирно известных моделей самолётов, как Boeing 777, Boeing 787-8 и Boeing 787-9 Dreamliner. А с 2017-го года началось изготовление штампованных деталей на основе титана для усовершенствованной модели авиалайнера Boeing 777X, поэтому можно сказать, что всемирно известный американский авиационный гигант просто не может обойтись без материалов, изготовленных в Свердловской области. Компания «NORMET» так же производит множество вариантов подобный изделий, в том числе и штампованного типа. С предлагаемыми нами материалами из титана и титановых сплавов вы можете ознакомиться в нашем каталоге.

Особенности титановых деталей

Если говорить об авиационной отрасли, то здесь такой прочный и одновременно лёгкий материал используется для исполнения наиболее ответственных элементов самолёта. Прежде всего это детали двигателей, стойки шасси и крылья. К примеру, для авиалайнера А380 уральскими специалистами создаётся уникальное шасси весом в 3.5 тонны. Аналогичные детали не могут изготавливать даже самые известные европейские или американские металлургические компании. К примеру, лопатка турбины из титанового сплава должна выдерживать нагрузку в десять и более тонн, турбинный диск должен выдерживать нагрузку, равную воздействия автомобиля на скорости 100 км/ч. Поэтому к изготовлению подобных деталей необходимо относиться очень ответственно, иначе может случиться авиакатастрофа.

Производства раскатных или штампованных колец, катаных прутков для лопаток двигателя и даже просто слитков и биллетов – процесс, требующих больших усилий и использования самого сложного промышленного оборудования. К тому же необходимо учитывать, что такой редкий металл, как титан, не содержится в земных недрах в чистом виде. Он добывается при помощи сложной химико-физической обработки рудной массы в виде губчатого титана. Из такого материала в процессе дробления производится титановая шихта, которую может изготавливать лишь несколько предприятий во всём мире.

Только после этого можно приступать к созданию титанового сплава. Для этого титановая шихта переплавляется в вакуумно-дуговых печах при температуре не менее 1700 градусов Цельсия. В результате на первой стадии получается так называемый расходуемый электрод, который представляет собой длинный металлический цилиндр. В процессе переплавки к титановой шихте для создания высокопрочных сплавов могут быть добавлены хром, молибден или алюминий. Такая технология была впервые использована именно в России – после нескольких плавок получается титановый слиток в виде цилиндра.

Но и это лишь предварительный производственный процесс, после завершения которого начинается кузнечно-прессовая обработка титанового слитка, в результате на выходе получаются биллеты. Такое название имеет происхождение от английского «Billet», которое обозначает бревно. Для изготовления билетов используются гидравлические прессы, которые оказывают давление на титановую заготовку с нагрузкой в 6000 тонн. Для создания особо ценных и сложных элементов могут быть использованы гидравлические прессы, обладающие весом в 75 000 тонн – таких прессов в мире существует всего 3. После того, как биллет изготовлен, происходит его обработка на токарном станке и проводится ультразвуковая проверка качества, при которой могут быть выявлены неоднородности. Только после этого готовые биллеты могут поставляться производителям. В дальнейшем из них изготавливаются самые различные металлоизделия на основе титановых сплавов.

Современная ситуация на титановом рынке

21-й век стал настоящим испытанием для предприятий, занимающихся титаном, таких как «НОРМЕТ». Прежде всего это сложная политическая ситуация, которая сложилась в последнее время, основным содержанием которой считается раздел торговых рынков и сфер влияния. Некоторые авиационные корпорации несколько сократили количество заказов, так что уральским компаниям приходится искать новые рынки сбыта, в том числе азиатские. Не обходится стороной и российская авиационная отрасль – большой интерес здесь составляет разработка новой модели магистрального авиалайнера МС-21. Специально для него уже созданы уникальные технические разработки, предполагающие использование титана и титановых сплавов.

Если рассматривать азиатские рынки, то здесь наибольший интерес для отечественных производителей представляет Китай. На сегодняшний день уже заключено соглашение с китайской компанией Commercial Aircraft Corporation of China, которая занимается разработкой авиалайнеров новых моделей. Количество заказов сней уже превысило 500, что позволяет отправить часть вырученных средств на модернизацию производства. На сегодняшний день на российских металлургических предприятиях появилось современное техническое оборудование отечественного производства. Такой процесс полностью соответствует политике импортозамещения, характерной для последних лет.

Большой интерес так же представляет проект создания особой экономической зоны, получившей название «Титановая долина», здесь активное участие принимает российская ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация). Несмотря на сложные отношения со странами Евросоюза, к этому проекту привлечена и французская компания Figeac Aero. Таким образом можно сделать однозначный вывод – российские предприятия и в будущем останутся явными лидерами в изготовлении материалов на основе титана и титановых сплавов.

NORMET – титановый металлопрокат

Дополнительную информацию по этому виду металлоизделий вы сможете получить в компании «НОРМЕТ», которая работает по всей территории России и СНГ.

Вы можете обратиться непосредственно к нам:

или воспользоваться возможностями сайта ntitan.ru.


Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять